7 вопросов по улучшению юзабилити

7 простых вопросов, которые настоятельно рекомендую задавать себе почаще, рассматривая свои сайты.

Итак, допустим, что вы создали какой-никакой, а интерфейс, но юзабельностью не довольны. Что нужно сделать чтобы этот критерий улучшить? С чего начать? Тестировать? Стоп-стоп-стоп. до тестирования мы ещё доберёмся, а пока вы не собрали свою фокус группу(которую я советовал завести ещё в первой статье), я предлагаю задать себе (ни кому-то другому) наш первый вопрос:

  • Можно-ли ускорить взаимодействие пользователя с ... ?
    Так как usability представляет собой удобство использования чего-либо пользователем, а удобство в свою очередь определяется скоростью взаимодействия (чем интерфейс удобнее, тем быстрее пользователь с ним работает), значит смысл этого вопроса ясен как божий день. Добиться ускорения взаимодействия можно множеством разных приёмов. Например убрать лишние контролы и декоративные детали, которые отвлекают основное внимание пользователя на себя; сократить расстояние между ними, чтобы пользователь не кидался от одного угла экрана к другому; улучшить читабельность текста подсказок (если он через чур мелкий или плотный). Так же стоит обратиться к опыту пользователя (что это такое читай впредыдущей статье). А вообще, из личного опыта дам совет: просто задайте себе этот вопрос и мыслите как пользователь - решение придёт само!

    1_0.jpg
    Вроде всё хорошо... кликни )

  • Где пользователь может сделать ошибку?
    Выявление ошибок пользователя значительно ускоряет процесс взаимодействия, ибо когда кто-то делает ошибку, ему нужно сперва это осознать, потом сделать вывод о том, почему это произошло, потом откатиться к прежнему состоянию и после всего этого только сделать всё правильно. Согласитесь, эта огромная туча времени. Особенно это касается формулировки фраз-ссылок, иконок кнопок и иерархии самого приложения. В очередной раз повторюсь: сделайте всё просто, понятно и однозначно!

     

    putan_dec.png
    Пользователь ошибается и тратит время на поиски.

  • Что здесь не способствует обучению или непонятно?
    В этом пункте тоже всё логично. Чем больше интерфейс способствует обучению, тем быстрее пользователь научится с ним обращаться. А это в свою очередь повлечёт ускорение взаимодействия. Обучению могут помешать не очевидные вещи, как например тут:

     

    misunderstud.jpg
    Вроде и красиво, а нифига не понятно, что это меню, а значит и эти страницы выпадают из списка самых просматриваемых

  • Известны ли мне причины, основанные на мнении пользователей, по которым я должен что-то изменить?
    Даже если интерфейс отвечает всем требованиям юзабилити, и всё в нём просто сказочно, то это отнюдь не значит, что в нём не нужно ничего менять. Если все, комы вы показали своё творение сказали: "Всё круто, только вот этот инпут можно перенести выше!" Стоит прислушаться к данному совету, если это улучшение, конечно, не принесёт больше вреда, чем пользы.

     


  • Удовлетворены ли все мотивы?

    Любой интерфейс должен выполнять какую-либо функцию, а значит и удовлетворять все мотивы пользователей. То есть, если человек ищет регистрацию в области авторизации, то он должен её там найти. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно задать себе другой: "Что я хочу от этого блока/элемента/инпута?" Если вы получаете, что хотите, то смело двигаемся дальше.

     

    motiv.png
    Не будем заострять внимание на отвратительном брикете информации, а обратим свой взор на насущные проблемы.

  • Мой UI совместим со средой пользователя?
    Это очень тонкий вопрос, я бы даже сказал специфический. Дело в том, что созданный UI может быть юзабельным, но неприменимым в среде использования. Если на пальцах, то это выглядит примерно так: вы создали отличный GUI, основанный на работе мыши. Но фрезеровщики мышь нормально использовать не могут (пальцев не хватает), и им лучше бы подошло голосовое управление станком. Пример довольно грубый, но выражает основную мысль: Всегда проверяйте свой UI в боевых условиях.

     

  • Есть ли задачи, который отработаны не эффективно?
    Обращайте внимание на то, как вы реализуете поставленные задачи. Ищите способвсё упростить, привести к некому балансу красоты и удобства. Пример: на сайте интернет-магазина корзина реализована таким образом - положил товар -> проверил заказ -> заполнил большую анкету -> выбрал способ оплаты -> выбрал платёжку(если нужно) -> оплатил на сайте платёжной системы(если нужно) -> подтвердил платёж -> окно с доп. пожеланиями -> "Ваш заказ такой-то, был принят, спасибо" и каждый пункт в отдельном окне... А-а-а! Да я повешусь скорее, чем вытерплю всё это! Некоторые пункты нужно объединить, чтобы пользователь не сбегал раньше срока (а лучше не сбегал совсем).

     

    not_effective.png
    Вот ещё один пример неэффективного выполнения задачи. Вроде выполнена, а фигово.

  • Это сексуально, или можно добавить больше секса?
    Тут я бы хотел сравнить создание UI с созданием... девушки. Представьте, что вы создали прекрасную нимфу, просто само совершенство. Но показав её людям, все стали хихикать, обсуждать, сплетничать за спиной. Потому что она... голая. Ну или если вам так больше понравится - одета в лохмотья. Мораль: каким бы юзабельным ни был UI, всё равно нужно чтобы он радовал глаз. Ведь согласитесь, всегда приятнее работать с красивым интерфейсом. Но не переборщите,слишком броские контролы могут отвлекать на себя внимание, чего бы вам не хотелось. Знайте меру.

     

    sex-.png
    Это меню так и блестит голой попой. Больше секса!

    sex.png
    Ну тут хотя бы стринги есть, меня больше заводит ;)

На этом всё, надеюсь материал оказался интересным, в следующем выпуске нашей программы смотрите: "Как выявить недостатки в существующем UI или опыты на людях".

Автора автора